Летняя экологическая школа Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ в Московской области© Евгений Дунаев
22 июля 2019

Юннатское лето в разгаре!

Закончилась летняя экологическая школа Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ в Московской области, проходившая при финансовой поддержке АНО «Дальневосточные леопарды». Объем учебной программы летней экологической школы в этот раз был большой и разнообразный — 10 учебных курсов для двух лет обучения. Своими впечатлениями делится Евгений Дунаев, руководитель Клуба юных натуралистов Зоологического музея МГУ.

Три недели летней экологической школы, как всегда, пролетели стремительно. Пройдена насыщенная учебная программа. Сданы зачеты по флористике из 100 латинских названий цветковых растений. Собран гербарий мхов. Изучены различные экологические группы архегониальных растений. Ребята исследовали конкурентные отношения мхов и лишайников на стволе дерева. На учебном курсе «Морфофункциональная экология земноводных и пресмыкающихся» увидели, что у гадюки всего одно легкое и как работает опорно-двигательный аппарат лягушки при прыжке. Сдали зачет из 50 латинских названий семейств насекомых и вписали в орнитологическую тетрадь 74 встреченных вида птиц, которых школьники запоминали не только по силуэтам в полете, но и по голосам. Кружковцы изучили особенности лёта ночных насекомых на свет, соседей муравьев в муравейнике и многое другое.

Усваивается материал юннатами, в основном, легко и с интересом. Трудности возникают с запоминанием латинских названий. У современных школьников слабо развито ассоциативное восприятие и часто они пытаются «зубрить», а не анализировать закономерности, связывать названия с признаками или яркими смысловыми и звуковыми образами.

Балльная оценка за практику отражает характер освоенных знаний по совокупности предметов. И 100 баллов разброс был от 72 до 96 у разных кружковцев, что заметно ниже, чем в прошлом году, хотя средний балл за практику оказался близок к максимальному — 87.

Важно добавить, что в этом году июньская практика КЮН ЗМ МГУ уже не в первый раз проходила на базе спортивного общества «Динамо». Она очень удобна для учебного процесса. Многие могут спросить — а зачем юннатам база? Ведь можно жить и в палаточном лагере. Но все мы знаем, что современная работа натуралиста — это не только маршруты с биноклями или энтомологическими сачками. Она гораздо шире и часто требует гораздо более серьезного оснащения, чем бинокли и сачки.

За 35 лет я организовал и провел почти 150 полевых практик со школьниками и студентами. Многие из них были с палатками. Поэтому могу аргументировано показать, чем полевой стационар лучше палаточного лагеря.

1.Во-первых, и это главное: стационар увеличивает объем учебного периода.

 

  • Не тратим время на постановку (снятие) палаточного лагеря и организацию быта (обычно на это уходит рабочий день, а то и два), ежедневную пилку бревен и рубку дров, просушку личных вещей после дождя и утренних туманов и т. п.
  • Не нужно оставлять дежурных в лагере и лишать их учебной экскурсии в этот период.
  • Рабочий день значительно увеличивается за счет освещения и комнатной температуры.

 

В итоге, если в палаточном лагере я мог провести 2-3 учебных курса, то в полевом стационаре — 5-6 за тот же срок.

2.Повышает качество учебного процесса за счет возможностей использования электрического оборудования: микроскопов и иных приборов, осветительных ламп и светоловушек, компьютеров и оргтехники.

3.Увеличивает степень безопасности детей и оборудования. Обычно территория полевого стационара (баз отдыха, турбаз, охотбаз) окружена забором и снабжена средствами охраны.

4.Иногда экономит средства — нет необходимости закупать палатки, коврики, спальники, бензиновый электрогенератор, костровое оборудование и т. п. Справедливости ради, необходимо отметить, что повторное использование оснащения может сделать проживание в палаточном лагере экономичнее стационара.

Выбрать стационар, удовлетворяющий целям учебной натуралистической практики не просто. Необходимо предусмотреть набор очень разнообразных условий:

 

  1. Стационар должен располагаться на удалении (на краю) от населенного пункта (близко к природным условиям).
  2. С другой стороны, требования безопасности требуют его размещения в доступности от населенного пункта с наличием медицинского учреждения (или обеспечение оперативной транспортировки к нему).
  3. Расположение в шаговой доступности максимального числа разнообразных биотопов (нескольких типов леса, открытых участков, постоянных и временных водоемов) для организации полноценного и разнопредметного экскурсионного учебного процесса.
  4. Удобный вариант подъезда к стационару одним видом транспорта (желательно электричкой или поездом). Пересадка группы детей с рюкзаками с одного типа транспорта на другой создает дополнительную напряженность и суету, излишние мелкие проблемы и заботы, уменьшающие уровень безопасности. Кроме того, такой подъезд усложняет оперативную смену преподавателей при необходимости.
  5. Наличие у стационара собственной территории или зоны, безопасной для сохранения выставленных приборов и ловушек, проведения исследований.
  6. Здание стационара должно обладать необходимым уровнем обеспечения противопожарных и санитарных мер безопасности (наличие соответствующего инвентаря и проточной воды, запасного выхода со второго этажа и т. п.).
  7. Возможность проведения в здании лекционных и практических занятий для необходимого числа учащихся.
  8. Экономичность проживания — одно из самых сложных условий в Подмосковье, т. к. обычно соотношение цены и качества баз крайне низкое. Часто проживание в частных гостиницах Абхазии или Крыма с более высоким уровнем комфорта оказывается в два раза дешевле, чем в Московской области.

 

База спортобщества «Динамо», где проходила практика, необыкновенно удобна для учебного процесса. Прямо на ее территории, в 10 шагах от гостиницы, были расположены орнитологическая сеть и энтомологическая оконная ловушка. Администрация базы предоставила лодки, на которых ребята собирали водные растения и насекомых. Заложенный еще осенью на территории полевого стационара ботанический сад уже дает свои «плоды». На занятиях по морфологии растений ребята зарисовывали дихотомическое жилкование китайского гинкго и шипы маньчжурской аралии, высаженных напротив общежития. Так что наша практика прошла на самом высоком уровне.

А впереди — новые открытия и познание природы Карелии, тундр и верховых болот, морской литорали и скальных обнажений… Впереди новая учебная практика — ландшафтно-ознакомительная, уже за Полярным кругом.

Комментарии
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
На Ваш адрес отправлена инструкция по восстановлению пароля
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов
Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена